Написать директору Коммерческое предложение г. Калининград, ул. А. Невского 142
+ 7 (4012) 31-15-32коммерческие вопросы
+ 7 (4012) 31-15-33всё остальное

Откройте, мусор приехал: считаем упаковку от сервисов доставки

Сотрудники газеты «Известия» поставили опыт: решили узнать, сколько дополнительной упаковки аккумулирует семья из двух взрослых и одного питомца (собаки) за месяц пользования услугами доставки. В эксперименте получилось много, но в реальности цифры оказались еще больше.

Пандемия, доставка и мусор: что общего

одноразовая посудаЭкоактивисты давно обращают внимание на то, что дополнительная упаковка, в которой покупатели получают товары с «Озона», «Вайлдберриз» и прочих интернет-площадок, заметно увеличивают количество бытового мусора. За период пандемии мир буквально захлебнулся в растущих отходах, в первую очередь от одноразовых масок, перчаток и прочих пластиковых предметов, предназначенных для однократного применения.

Резкое увеличение объемов доставки, которая подразумевает дополнительную упаковку для товара (иногда объем упаковочного материала в разы превышает объем самой покупки), также повлияло на рост производства мусора в мире с 2020 года. Приведем цифры, которые помогают понять масштабы изменений в мусорной отрасли, вызванные пандемией и транспортировкой товаров из интернет-магазинов:

  • в марте 2020 года число заказчиков на сайте Amazon выросло до умопомрачительной цифры — 2,5 миллиарда пользователей;
  • в тот же период в Америке произошел рост количества доставок еды в популярном сервисе Uber Eats — на +54% в сравнении с допандемийными показателями.

В связи с коронавирусом во многих странах были отменены ограничения, направленные на снижение образования мусора (больше доставки, больше пластиковых контейнеров и одноразовых стаканчиков).

Вернемся в Россию. В 2021 году максимальный рост среди всех остальных отраслей был выявлен в сфере переработки и утилизации ТБО — 35% в сравнении с показателями 2020 года. Темпы развития тоже впечатляют, для сравнения: за 2020 год отрасль подросла всего лишь на 4,2%, что значительно меньше. Очевидный драйвер изменений — мусорная реформа, которая с 2019 года проходит в нашей стране. Однако если россияне будут производить больше мусора, чем обычно (а сервисы доставки им активно помогают в данном вопросе), то рост мусорной промышленности не успеет за количеством твердых бытовых отходов (ТБО).

Считаем упаковку от сервисов доставки: неутешительные цифры

Эксперимент, поставленный газетой «Известия», продемонстрировал: за 30 дней два взрослых человека и питомец получают от сервисов интернет-площадок 4,5 кг картона и полиэтилена. Всего за год выходит 54 кг упаковочных материалов, без которых можно обойтись. Для понимания этой цифры важно знать следующее:

  • в опыте не учтены пакеты и коробки от самих товаров и продуктов — упаковочные материалы от производителя не интересовали организаторов;
  • участники эксперимента делали заказы в ближайших магазинах и не ударялись в шопоголизм и излишества;
  • картонные коробки от пиццы и прочая упаковка от готовой еды, которую заказывали участники эксперимента, также не шла в расчет.

Две трети рынка онлайн-доставки в России занимает «Озон». По данным финансового отчета ритейлера за 2021 год, граждане РФ получили от «Озона» 131,2 миллиона заказов, каждый в индивидуальной упаковке. Если масштабировать данную цифру на весь рынок с учетом сезонности и распродаж, получается около 278 миллионов покупок в упаковке помимо заводской.

Мнение эксперта

коробки Реальность еще более угрожающа, чем теоретические подсчеты. Не будем забывать, что семья, которая участвовала в опыте, совершала покупки строго по необходимости, без импульсивных расходов. Что сообщает Антонина Евтешина, куратор проекта «Ноль отходов» (организатор проекта Гринпис в РФ):

  • в первый год пандемии число выполненных заказов в онлайн-ритейле на территории страны составило 830 миллионов (это почти втрое больше, чем ранее рассчитанная нами приблизительная цифра в 278 миллионов). В калькуляциях учтены доставки от транспортных компаний и «Почты России», поскольку они также используют транспортные упаковочные материалы;
  • гофрокартон и упаковочный пластик занимают значительное место на полигонах и находятся среди лидеров по захоронению без утилизации среди прочих видов ТБО;
  • полиэтиленовые пакеты от посылок мало востребованы у производителей вторсырья. Для производства гранул лучше подходят ПЭТ-бутылки. То же самое касается прочих отходов от отрасли интернет-доставки.

Антонина Евтешина подчеркивает, что все виды упаковочных материалов от покупок в онлайн-ритейле можно переработать — но для этого их нужно собирать по отдельности. Можно организовать емкости для раздельного сбора в пунктах выдачи, это позволило бы снизить количество мусора, который не попадает на переработку. Пока выводы неутешительные: развитие системы раздельного сбора и переработки не поспевает за растущими отходами, и пока неясно, что может переломить эту тенденцию.

Раздельный сбор по-калининградски

В 2021 году руководство Калининградской области потратило 8 миллионов рублей на приобретение контейнеров под раздельный сбор ТБО. План повышения количества перерабатываемых отходов пока что выполнить не удалось, но есть подвижки в этой сфере.

Напоминаем, что мусор от коммерческой и промышленной деятельности, а также строительства выбрасывать в общие контейнеры нельзя. Обращением с перечисленными видами отходов занимаются специализированные организации — такие, как «Стрела». Нам звонят, когда надо организовать вывоз отходов в Калининграде или области типа строительного боя, а также когда есть потребность в хранении и транспортировке на полигон отходов производств. Обращайтесь: для каждого клиента найдем оптимальную схему обслуживания. Мы вывозим отходы даже по выходным и праздникам.